Психологи́ческая шко́ла - в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - начало XX в.; В. Вундт, Э. Эннекен, Е. Henneguin, в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения; 2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
* * *
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - нач. 20 в.; В. Вундт, Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала:
1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения;
2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - нач. 20 в.; В. Вундт - Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения;
2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - 1) В лит-ведении возникла во 2-й пол. 19 в. Ее истоки - культурно-ист. школа и психология: объяснение лит. явлений следует искать не только в среде, но прежде всего - в психол. складе писателей и народа. Рус. П. Ш. имеет основание в учении А. А. Потебни. Исходя из тезиса, что проблема "мысль и язык" д. б. рассмотрена как проблема происхождения и развития яз. и слова, а это в первую очередь изучение процесса "перевода" субъективных представлений человека в объективные при помощи слова, Потебня полагал, что изучение этого процесса возможно лишь в соединении методов сравнит.-ист. яз.-знания с методами психологии. Идеи Потебни развивали его ученики, группировавшиеся вокруг сб-ков "Вопросы философии и психологии" (1889-1918): Л. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнов и др.
2) В этнографии (этнопсихологическая школа, психологическая антропология, "культура-личность") - междисциплинарное направление, возникшее в 1930-х гг. в амер. культурной антропологии в целях изучения особенностей психич. склада и поведения людей, обусловл. их нац. принадлежностью или этнич. общностью, в т. ч. природу, закономерности формирования и функции нац. самосознания и этнических стереотипов. Последователи П. Ш. пытались объяснить этнические различия и динамику этнокультурных систем либо с позиций культурного детерминизма школы Ф. Боаса, считавшего, что характер индивида формируется исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), либо с помощью неофрейдистской теории базовой (модальной) личности, выводившей свойства нац. характера из т. н. базовой (осн.) личности, к-рая ассоциировалась с типичными для данного этноса способами социализации детей (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, И. Халлоуэл). П. Ш. внесла существ. вклад в сравнит. иссл. этнич. особенностей психофизиологии, памяти, эмоций, речи, в иссл. этнич. особенностей социализации детей (и прежде всего в плане психосекс. развития ребенка), ритуализации и символизации невербальных способов коммуникации. Вместе с тем для П. Ш. характерна абсолютизация индивидуально-личностных аспектов этнической психологии, игнорирование различий между индивид. и обществ. сознанием и недооценка соц.-экон. факторов развития этносоц. систем. Кроме того, наблюдается абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами. В 1950 П. Ш. испытала серьезное влияние со стороны бихевиоризма (теория научения). В наст. время П. Ш. ориентируется на комплексное изучение детства в условиях разл. культур и расширяет этноэтологич. иссл., проявляя интерес к применению принципов культурно-ист. школы Л. С. Выготского.
Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Велик А. А. Психологическое направление в этнологии США: От исследования "культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989; Велик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.